Классическая политическая экономия (XVIII в.). Ее главные представители французы А. Тюрго, Ф. Кэнэ, В. Мирабо, англичане А. Смит и Д. Рикардо считали, что через государственные денежные фонды нельзя вмешиваться в экономику.
Государство — это «ночной сторож», охраняющий мир, собственность и правопорядок, но ни в коем случае не хозяйствующий субъект.
Государству можно доверить руководство почтой, связью, строительством непомерно дорогих железных дорог, несколькими фискальными монополиями, но от всего, что приносит хотя бы среднюю прибыль, государство необходимо отстранить. Провозглашалась догма исключительно жестких бюджетных ограничений во имя «здоровых финансов».
Таких взглядов придерживались вплоть до мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.
Продолжение ниже рекламного блока:
Кейнсианская теория («Общая теория занятости, процента и денег», опубликованная англичанином Дж. Кейнсом в 1936 г.). Вместо понимания роли бюджета согласно классической политэкономии предлагалось увеличить государственные расходы, при этом допускался бюджетный дефицит.
Создание некоторого бюджетного дефицита рассматривалось как мощное средство стимулирования экономической деятельности, особенно когда он создается путем увеличения правительственных расходов.
Правительства Великобритании, Канады, Австралии, Швеции, США признали, что преодолеть кризис в обществе и обеспечить высокий уровень занятости можно за счет активного роста бюджетного дефицита, увеличения государственного долга.
Дж Кейнсом и его последователями были рассмотрены различные варианты «создания» бюджетных дефицитов и «модели» поведения государственных финансов, увеличение расходов без увеличения налогов; снижение налогов при неизменных расходах; прогрессивная шкала подоходного налога; государственные трансфертные инвестиции и др.
С большим или меньшим успехом рецепты Дж. Кейнса давали положительный эффект до середины 70-х гг. XX в.