Медицинское обслуживание населения может быть построено: на сметно-бюджетном финансировании (т. е. полностью зависеть от бюджетных средств); на бюджетно-страховом механизме финансирования системы здравоохранения (этот механизм предусматривает использование не только бюджетных, но и других источников финансирования).
В бюджетно-страховом механизме финансирования здравоохранения участвуют несколько субъектов: страхователь (работодатель или орган исполнительной власти); страховые медицинские организации; лечебные учреждения; застрахованный (больной); фонд обязательного медицинского страхования.
Организационная структура обязательного медицинского страхования может функционировать в четырех вариантах.
Первый вариант предусматривает финансирование территориальных программ обязательного медицинского страхования только через страховые медицинские организации. Сбор страховых взносов осуществляют ФОМС, а медицинские услуги, входящие в гарантированный перечень, предоставляются на основании договоров между страховыми медицинскими организациями, страхователями — работодателями (для работающего населения) или органами исполнительной власти субъектов РФ (для неработающего населения) и медицинскими учреждениями.
Продолжение ниже рекламного блока:
После оказания пациенту необходимой помощи, предусмотренной программой обязательного медицинского страхования, медицинское учреждение выставляет страховой медицинской организации счет для оплаты. Страховая медицинская организация производит проверку сроков, объемов, качества лечения, соответствие его стоимости утвержденным тарифам, а затем направляет фондам обя0зательного медицинского страхования уточненные сведения, по которым они перечисляют средства на ее счет для окончательного расчета с медицинским учреждением.
При втором варианте организации обязательного медицинского страхования функции страховщиков (т. е. страховых медицинских организаций) выполняют непосредственно территориальные ФОМС и их филиалы. Эта схема является наиболее экономной, так как сокращаются административные расходы. Этот вариант применяется в отдельных малочисленных субъектах РФ с низкой плотностью населения и неразвитой сетью страховых компаний.
Третий вариант является комбинацией первых двух. Оплата медицинской помощи производится частично страховыми медицинскими организациями и частично филиалами территориальных фондов обязательного медицинского страхования
При четвертом варианте фонды собирают и перечисляют средства обязательного медицинского страхования органам управления здравоохранением, что по существу воспроизводит сметно-бюджетный порядок финансирования медицинского обслуживания населения.