По целям использования (целевой направленности расходования денежных средств) внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального назначения и экономические фонды.
Внебюджетные фонды как институциональные структуры являются самостоятельными финансовыми, а иногда финансово-кредитными учреждениями: с целью получения дополнительных доходов выступают в качестве крупных инвесторов, прежде всего на рынке ценных бумаг; в ряде случаев выступают в качестве кредитора государственных бюджетов (если государство принуждает внебюджетные фонды приобретать государственные ценные бумаги).
С момента своего создания ведущую роль занимают социальные внебюджетные фонды. При их возникновении ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением.
Одновременно с социальными фондами стали создаваться многочисленные иные внебюджетные фонды. Только на федеральном уровне в 1993 г. действовало более двух десятков внебюджетных фондов, в которых были сконцентрированы огромные средства, почти равные федеральному бюджету.
Практика функционирования внебюджетных фондов свидетельствует о наличии многих проблем:
Продолжение ниже рекламного блока:
• денежные средства не всегда находят свое применение, остаются неиспользованными; значительные суммы направляются на расходы, связанные с функционированием аппарата
управления фондами (строительство офисов, организация их работы и т. д.);
• несовершенна законодательная база фондов;
• постоянно изменяются источники формирования фондов и направления использования денежных средств.
В целях совершенствования внебюджетных фондов Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет при сохранении определенной автономности фондов. Внебюджетные фонды были включены в бюджет отдельными статьями, т. е. трансформировались в целевые бюджетные фонды.