С учетом нового понимания роли государственных финансов, прежде всего в США, а затем и во многих других странах стали проводиться налоговые и другие финансовые реформы, направленные на решение проблемы сбережений.
В условиях административно-командной системы хозяйствования государственный бюджет является единым централизованным фондом страны. Через государственный бюджет достигается очень высокая степень концентрации и централизации ресурсов, регулируются псе важнейшие народно-хозяйственные пропорции (отраслевые, территориальные).
При этом используется в основном количественное влияние бюджета, широко практикуется индивидуальная система изъятия части доходов у предприятий в доход бюджета (система «отчислений»).
Продолжение ниже рекламного блока:
В экономике Российской Федерации бюджет перестал быть единым централизованным фондом. Существенно сократились масштабы перераспределения через бюджет, снизилась степень централизации доходов в федеральный бюджет страны, возросло значение бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, что породило совершенно новую систему взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти и управления.
Стали необходимы новые параметры для формирования бюджетных доходов и расходов. Вместо индивидуальной системы изъятия доходов для конкретных предприятий («отчислений»), как не отвечающей рыночным основам хозяйствования, осуществлен переход к системе налоговых платежей.
Бюджет является важным показателем экономики общественного сектора. Роль и масштабы этого сектора обычно выражают удельным весом государственных доходов и расходов в национальном доходе или ВВП.
В развитых западных странах доля совокупных расходов государства в ВВП колеблется от 35 до 50 % (очень высокая доля государства в ВВП) Например, к началу 90-х гг. XX в. в ФРГ — 43,8 %, Японии — 32,4, США — 36,0, Великобритании — 40,5, Франции — 45,4 %. Для развивающихся стран эта доля значительно ниже, порядка 11—20% ВВП. Например, в Индии — 17,6%, в России 1998 г - 12,97 %.