Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету доходов и расходов. При этом смету доходов и расходов обязаны составлять все некоммерческие организации, независимо от организационно-правовой формы. Смета доходов и расходов одновременно является и финансовым планом некоммерческой организации.
Утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений отнесено к компетенции высшего органа управления.
Требования к составлению сметы доходов и расходов законодательно не определены. Некоммерческая организация может самостоятельно определять статьи доходов и расходов и планировать их размер в соответствии с имеющимися источниками средств и направлениями своей деятельности. Финансовый план (смета доходов и расходов) может быть составлен как в целом на год, так и с разбивкой по кварталам. При выполнении нескольких программ по каждой из них целесообразно составлять отдельную смету.
Продолжение ниже рекламного блока:
Для бюджетных учреждений установлены более жесткие требования к порядку составления, рассмотрения и утверждения сметы доходов и расходов.
Коммерческие организации финансовые планы составляют с целью: обеспечения интересов акционеров и инвесторов; взаимоувязки планов производственно-хозяйственной деятельности развития с финансовыми ресурсами и их источниками; снижения риска невыполнения обязательств перед бюджетом и партнерами по бизнесу; выявления резервов роста доходности предприятия; контроля за финансовым положением фирмы (уровнем ликвидности, финансовой устойчивости и др.).
В процессе финансового планирования в коммерческой организации происходит соизмерение намеченных затрат на осуществление деятельности с имеющимися возможностями, определение направлений эффективного вложения капитала, выявление внутрихозяйственных резервов, оптимизация финансовых взаимоотношений с контрагентами, государством, банками и т. д.; осуществляется контроль за финансовым состоянием предприятия.