Государственные органы управления на Руси начали создаваться в период правления Ивана III (1462—1505 гг.). Ими стали приказы — органы центрального управления в России XVI — начала XVIII в. (приказная форма управления).
К числу финансовых приказов общегосударственной компетенции относились: приказ Большого прихода (ведал сбором таможенных доходов); приказ Новой четверти (осуществлял кабацкие сборы с Москвы и южных городов); приказ Большой казны (ведал государственным хозяйством, в том числе казенной промышленностью, торговлей, а также Денежным двором, где производилась чеканка монет).
Продолжение ниже рекламного блока:
Приказами с областной компетенцией являлись четверти. Они занимались сбором налогов с определенной территории. Четвертей было пять: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. Кроме того, были приказ Казанского дворца (управлял Казанью, а также городами и уездами, расположенными на Средней и Нижней Волге); Сибирский приказ (осуществлял управление финансами Сибири); Земский приказ (управлял Москвой и осуществлял сбор налогов с ее населения).
В период царствования Петра I (1682—1725 гг.) стала вводиться коллегиальная форма управления. Коллегии учреждены Петром I в 1717—1721 гг. Вместо всей массы приказов созданы 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейств-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия и др. Три из 12 коллегий имели финансовый характер: Камер-коллегия — ведала денежными доходами; Штатс-коллегия — управляла расходами государства; Ревизион-коллегия — осуществляла контрольные функции.
При Александре I (1801 —1825 гг ), с учреждением в 1802 г. министерств (министерская форма управления) управление финансами стали осуществлять: Министерство финансов (создано в 1802 г.) — управляло источниками доходов; Государственное казначейство (учреждено в 1796 г.) — ведало движением денежных сумм; Государственный контроль — осуществлял проверку счетов.