Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетный процесс подразумевает наличие участников этого процесса, порядок и последовательность их вступления в бюджетные отношения
Участники бюджетного процесса наделены определенными бюджетными полномочиями. Применительно к федеральному уровню участники бюджетного процесса имеют следующие полномочия.
Президент РФ — не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ, в котором определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.
Продолжение ниже рекламного блока:
Государственная Дума и Совет Федерации РФ — рассматривают и утверждают федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют Счетную палату РФ.
Правительство РФ — осуществляет сводное финансовое планирование, составляет проект федерального бюджета, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение в Федеральное Собрание РФ, исполняет бюджет, в том числе осуществляет сбор доходов бюджета, управление государственным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляет отчет об исполнении бюджета. Аналогичные полномочия Правительство РФ осуществляет по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Банк России — совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Органы государственного финансового контроля — осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.