Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах мира.
В странах Запада внебюджетные фонды обычно создаются для обеспечения финансирования социальных, научно-технических, экологических, инвестиционных и т. д. потребностей страны.
Они расширяют возможности государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества.
Экономические фонды наибольшее развитие получили в годы мирового экономического кризиса (1929—1933 гг.) для оказания финансовой поддержки частному бизнесу, а также непосредственно после Второй мировой войны — для развития экономики государства.
С начала 60-х гг. в развитых странах большое внимание уделяется созданию научно-технических фондов.
Фонды социального назначения особенно активно стали развиваться в последние десятилетия, что позволяет властям проводить действенную социальную политику.
Количество внебюджетных фондов и объем аккумулируемых ими средств может быть весьма значительным. Например, во Франции внебюджетные фонды по своим размерам сопоставимы с государственным бюджетом.
Продолжение ниже рекламного блока:
В СССР внебюджетные фонды не имели широкого распространения.
В Российской Федерации система внебюджетных фондов начала создаваться в процессе реформирования государственных финансов (с 90-х гг. XX столетия).
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти и органов местного самоуправления.
Решения о создании внебюджетных фондов принимаются:
1. Федеральным Собранием России — на федеральном уровне
2. законодательными органами власти субъектов РФ — на региональном уровне
3. органами местного самоуправления — на муниципальном уровне.