В Российской Федерации с учетом мирового и отечественного опыта существуют и используются различные формы контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам.
В зависимости от регламента осуществления финансовый контроль подразделяется на обязательный и инициативный.
Обязательный финансовый контроль осуществляется в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки.
К нему относится, в частности, проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета.
Инициативный контроль определяется самим хозяйствующим субъектом
По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий финансовый контроль
Продолжение ниже рекламного блока:
Предварительный контроль (до совершения хозяйственных и финансовых операций) проводится на стадии рассмотрения бюджетов, финансово-плановых документов, штатных расписаний, раздаточных ведомостей.
Основная его цель — своевременно пресекать незаконное, нецелевое, нерациональное, неэффективное использование средств.
Текущий контроль (в ходе совершения финансово-хозяйственных операций) выполняется на основе данных первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций, визуального наблюдения.
Позволяет при необходимости регулировать хозяйственную ситуацию, предотвращать потери и убытки.
Последующий контроль (после совершения финансово-хозяйственных операций).
Основное его содержание — проверка выполнения планов по количественным и качественным показателям, соблюдения хозяйственного и финансового законодательства, сохранение собственности, законности управленческих решений и т. д.