28 января 1811 г. было организовано Главное управление ревизии государственных счетов, приравненное к министерству.
Возглавлял управление генерал-контролер. В компетенцию главка входила ревизия доходов и расходов всех казенных средств и надзор за их движением.
Для контроля не представлялось никаких первичных оправдательных документов (контрактов, приходно-расходных счетов, торговых листов).
Счетные отделения губернских казенных палат могли лишь убедиться в наличии распоряжения министерств на тот или иной расход. Поэтому против валовых израсходованных сумм писали: «Такое-то заготовление совершено с подряда, подряд заключен на законном основании, принятые цены не превышают цен справочных».
Ревизия состояла в подсчитывании и сличении цифровых данных, а составление «Генерального отчета» — в переписывании сведений, представленных министерствами.
Продолжение ниже рекламного блока:
Контрольные органы не имели прав на применение никаких либо мер воздействия на министерства и их учреждения Отчеты министерств поступали в Главное управление ревизии государственных счетов с опозданием в 5—6 лет.
С 1863 по 1917 г. Государственный контролер (на правах министра) возглавлял систему органов государственного контроля: центральный аппарат; губернские контрольные палаты; местные учреждения государственного контроля (органы контроля на казенных железных дорогах; органы контроля в коммерческих портах; иные учреждения).
Все губернские и уездные казначейства, кассы специальных сборщиков, а также все распорядители денежных средств (т. е. министерства, их органы и учреждения) ежемесячно представляли отчетные ведомости о поступивших доходах и произведенных расходов вместе со всеми относящимися к ним оправдательными документами.
Губернские контрольные палаты осуществляли: документальные последующие ревизии; предварительные ревизии; фактический контроль.
При осуществлении документальных ревизий контрольные органы имели дело только с формальными данными, которые могли не соответствовать действительности (можно, например, представить все надлежаще оформленные первичные документы на постройку здания, а фактически оно даже не начинало строиться, или расписку в получении провианта, который вовсе не поставлялся).